Желаем приятного прочтения.

Лес насущным

Оно представляло собой широкую прогалину в лесу, где устраивалась смолокурня. Здесь просмолившиеся чурки раскалывали на поленья, называемые смольем, которые и складывали в костры. Рыли яму и в нее ставили деревянный ларь высотой чуть больше метра, куда стекала разогретая смола. Костер курился пять —- семь дней. Остывшую смолу разливали в бочки. Добывание, или, как говорили, «сидка», смолы было делом нехитрым, доступным для каждого бедняка, но чрезвычайно тяжелым. Топор и лопата являлись единственными инструментами смолокуров. Особо славились смолокуры мещерских деревень Заднепилево, Макеево, Заводская Слобода.

В XVI веке смола была главным российским товаром, экспортируемым через Архангельск в Англию и Голландию, где шла на просмолку судов. Когда Петр I стал поднимать свой русский флот, то учредил смоляную повинность. За ее выполнение спрашивали строго.

Сосновая капель не прекратилась и в наше время. Спрос на канифоль и скипидар, получаемые из живицы, все растет. В сосновом лесу не редкость увидеть па деревьях приметный знак подсочки — оперенную стрелу. Ее насекают весной лесники специальным инструментом — хаком. По капле стекает янтарная смола в пластиковую воронку. За лето одно дерево дает от 800 до 650 граммов живицы. Смолу собирают в бочки и отправляют на переработку.

Более семидесяти отраслей современной промышленности не могут обойтись без сосновой смолы. Добытая из нее канифоль применяется при изготовлении синтетического каучука, бумаги, картона, шин, лаков и красок, пластмасс. Без канифоли не полетит ракета, погаснет телевизор. Верой и правдой служит людям янтарная сосновая капель.

...Вот о чем я вспоминаю, когда старый мельник. произносит свой весенний тост: «За лес наш насущный!»

1[2]
Оглавление