Желаем приятного прочтения.

Воздушные шары

В наш космический век воздушным шаром не удивишь. А ведь, кажется, еще недавно одно его появление где-нибудь в столичном небе могло собрать многотысячную толпу любопытствующих. Теперь представьте себе, какой переполох должен был вызвать подобный полет в мещерской стороне.

Впервые жители приокской Мещеры увидели высоко в небе аэростат 17 октября 1012 года. Он проплыл над Сельцами, над осенними пойменными лугами, над стоящим на крутом берегу селом Константиновом и наверняка полетел бы дальше, если бы не поднялась неожиданная  метель.   Аэронавты   принуждены были сесть в версте от станции Рыбное.

Начал собираться народ из окрестных деревень — поглядеть на диковину. Рассматривали плетенную из лозняка гондолу, щупали канаты, пытались расспросить свалившихся на голову гостей. Но сделать это оказалось непросто: небесные пришельцы не знали ни слова по-русски...

Известные в авиации французы Морис Бьенеме и Рене Румпельмейер стартовали из Штутгарта в Германии 14 октября. В этот день разыгрывался кубок Беннета. В полет отправились двадцать два аэростата, экипажи которых надеялись взять приз за продолжительность полета. Французы сбились с курса, и их занесло в рязанское небо.

Рыбновские крестьяне отнеслись к аэронавтам с пониманием: быстро были занаряжены две подводы, на которых воздушный шар доставили на железнодорожную станцию.

Через год, в конце ноября, диковинный аппарат залетел прямо в мещерский лес. В урочище Красный Холм крестьяне села Шехмина столкнулись на охоте с воздушным шаром, который поначалу приняли за привидение. Держа ружья на прицеле, подошли к чудищу. При нем обнаружили записку: «Казенное. О находке сообщить». Около шара, который доставили в Шехмино, побывало все местное население.

Так началось знакомство мещеряков с аэронавтикой, при этом была проявлена исключительная для той поры любознательность — черта для местных жителей характернейшая. Их жизнь никогда не грешила однообразием, непонятных явлений вокруг было хоть отбавляй, и каждому следовало подыскать подходящее объяснение. Это рождало живой, неподдельный интерес.

Помню, в одном из архивов мне попался любопытный документ — перечень вопросов, которые задавали мещерские крестьяне редакции губернской газеты в 1925 году. Вопросы были разные — смешные и серьезные. Вот некоторые из них: «Вредно ли носить калоши?», «Почему человек говорит, а обезьяна нет?», «Как избавиться от нервов?», «Полезно ли для здоровья пение песен?», «Почему луна на землю не падает?»

...Попав на окраину Мещеры, мы прошли как-то мимо деревеньки Марьевки. Правда, деревней два оставшихся дома можно назвать лишь условно. Хутор. Это больше теперь подходит. Здесь родился известный в прошлом авиатор Александр Алексеевич Васильев. Герой знаменитого перелета Петербург — Москва заслуживает того, чтобы рассказать о нем подробнее, тем более что известно о нем мало.

Сначала Васильев избрал для себя карьеру правоведа и закончил юридический факультет Казанского университета. Но когда успешные полеты братьев Райт, Блерио всколыхнули романтические души, среди горячих поклонников юной авиации оказался и Александр Васильев.

Это было время, когда весь мир следил за первыми перелетами, когда авиаторы становились национальными героями, а светские дамы с гордостью показывали своим подругам пятна на платьях, оставленные маслом, капавшим с летящих аэропланов.

Посмотрите газеты тех лет. Они пестрят сенсационными сообщениями   о рекордных   полетах, успешных выступлениях   и   первых   авиационных   катастрофах. Александр   Васильев   получил   диплом авиатора в школе Луи Блерио. Первые же его полеты привлекли внимание публики, а после того, как в ноябре 1910 года   за   один  час  пятьдесят пять минут был совершен двухсоткилометровый перелет из Елизаветполя в Тифлис,   Васильев   становится   одним   из популярнейших авиаторов России. Вот как писал о нем журнал «Вестник  воздухоплавания»:    «Сухощавый,   но   крепкий  и ловкий, с пронзительными живыми глазами, он производит впечатление человека, попавшего в свою сферу». В  1911  году Всероссийский аэроклуб решил организовать   перелет   Петербург — Москва.   Предприятие по тем  временам   отчаянно смелое. Непросто на  примитивном   аэроплане   преодолеть   сотни   километров. Созданный вскоре   организационный   комитет возглавили люди, далекие от авиации. Вместо помощи они создавали дополнительные трудности для участников перелета. Но и это не смогло остановить энтузиастов: прославленного   Сергея   Уточкина,    Максима   Лерхе, Георгия Янковского, Владимира   Слюсаренко, Бориса Масленникова.

[1]23
Оглавление