Со временем монастырь стал так богат, что архимандрит Игнатий Шангин, назначенный в 1688 году, энергично взялся за полное переустройство всего монастырского хозяйства. Его стараниями и составлен был в основных чертах дошедший до нас облик монастыря.
Начали с возведения церкви Святого Духа и трапезной палаты — сооружения в высшей степени примечательного. Нечасто увидишь подобное сочетание церков-• ного и светского. По сути дела, под одной крышей размещались и церковь, и погреба вкупе с квасоварней и пивоварней. Вверху, над сенями, гостиной и пекарней, располагавшимися в западной части трапезной, находились кельи.
Конечно, не обошлось тут без подражаний. Но копии снимали с образцов, данных не кем-нибудь — самой Москвой.
Церковь Иоанна Предтечи строилась в одно время с возведением восточной каменной стены взамен подгнившей деревянной. При раскопках в 1958 году в церкви был найден закладной камень с тайником, в котором обнаружили листок бумаги со скорописью XVII века. Запись сообщала об основании надвратного храма «при архимандрите Игнатии в лето 7203 июля в 4 день», то есть в 1695 году. Замечательны большие керамические фигуры евангелистов, украшающие эту маленькую церковь. Барельефы были закуплены у известного московского мастера Степана Полубеса.
Кажется, много надуманно пышного в этих двух церквах. Но дивное дело — этот затейливый архитектурный цветок среди строгих сосен не выглядит чуждым пришельцем из экзотической оранжереи.
Вот уже несколько веков, напоминая нам о былом, стоит Солотчинский монастырь. Посмотришь: и впрямь каменные ворота в зеленую Мещеру...