Желаем приятного прочтения.

Костер на «горе»

Наступившие холода заставили ее устроить жилище, сделав его «как дом».

Васса много лет провела в отшельничестве. Жители окрестных селений приходили к ней для исцеления недугов или за советом, потому что Васса обладала даром предвидения. В пещере, в которой девушка жила и зимой и летом, не было ни печки, ни очага, но ока всегда была теплой, как дом. Людям понравилось это место, и они начали селиться на холме и вокруг него. Новое поселение назвали «Как дом».

Теперь от легенд давайте перейдем к документам. Первое упоминание о Кадоме находим в Никоновской летописи под 1209 годом, когда произошло сражение между рязанцами и волжскими болгарами. Но конечно, здесь жили люди задолго до этого, а старый Кадом располагался несколько выше по течению. Теперь там деревня Старый Кадом. На новое место наш поселок переехал только в XV веке...

Мария Ивановна отхлебнула чайку из чашки и продолжала :

— Через Кадом проходил важный торговый путь со Средней Волги в Рязань, Москву. Везли мед, воск, меха, кожи, сало, скот, соколов и кречетов. Сюда захаживали половцы из южных степей. Здесь встречались и русский, и мордвин, и волжский болгарин.

В 1239 году Кадом разорили татары, а немного позже хан Бахмет захватил все здешние земли. Татары осели надолго. Во времена Василия Темного Кадом отдали в прокормление мурзе Янглыч Бедишеву, чтоб служил Москве верой и правдой.

Так городок на Мокше стал опорой сначала Рязанского, а потом и Московского вгняжеств. На холме, где вы только что были, устроили деревянную крепость с башнями и тайником. О том, что в Кадоме была крепость, говорят и документы. В 1681 году царь Федор Алексеевич послал грамоту кадомскому воеводе Скри-пицыну: «...и тому подьячему взять из Кадома стрельцов и пушкарей». Еще раньше князь Волконский, объезжавший с ревизией города-крепости, писал царю; «А в Кадоме-городе, государь, в твоей государственной казне 8 пушек затинных, девятая полковая, два пуда свинцу, да к пушкам — тысяча ядер. Да на кружечном дворе 15 рублей и 10 ведер вина». Были в крепости и приказная изба с застенком, и пытальная яма — все по чину того времени...

Известно, что участвовали кадомчане в восстании под водительством Степана Разина. В пределах Шацкого уезда действовал отряд одного из атаманов Разина — Михаила Харитонова. Часть своих людей он отправил на Темников и Кадом. Здесь уже были отряды восставших. Об этом сказано даже во «Всемирной истории», изданной в 1960 году. Можете посмотреть...

Мы открыли пятый том и прочитали: «Дворяне Шацкого уезда жаловались, что они не могут пройти к царским воеводам «от шатости изменников-мужиков». В районе Кадома такие же «изменники-мужики» устроили засеку для того, чтобы задержать царские войска».

— Удалось нам разыскать,— продолжала Мария Ивановна,— любопытные сведения, о кадомчанине-ди-пломате. В 1646 году было снаряжено посольство в Швецию — «стекольное» государство, как тогда его называли на Руси. Наибольшим послом был воевода шац-кий Григорий Гаврилович Пушкин, а вот во вторых послах — наместник кадомский Богдан Минич Дубровский. Посольских людей собралось немало, что-то около сотни человек. Погрузились на 250 подвод и поздней зимой выехали из первопрестольной. Только 9 мая сели на корабли. В Стокгольме русских послов встречали с почестями, гремели на набережной пушки. Стали ждать приема у королевы. У наших послов на этот счет имелась инструкция: «Быть у стола королевы не иначе, как в отсутствии всех других послов и гонцов... держать себя в речи остерегательно и вежливо... А дворянам и посольским людям накрепко приказать сидеть за столом чинно и не упиваться и слов дурных между собой не говорить». 16 июня послов наконец пригласили к королеве. Ей вручили дорогие подарки. Кристина справилась, как водится, о здоровье царя, но сделала это сидя. Послы, памятуя о том, что надо «зорко смотреть, какова будет честь», попросили королеву встать. Пришлось Кристине принимать послов стоя...

В 1779 году Кадом стал уездным городом Тамбов-ского наместничества и получил свой герб. В верхней его части были нарисованы лазоревый улей и три пчелы, в нижней — на золотом поле два накрест лежащих цепа — символ хлебного изобилия. Хлеба Кадом давал действительно немало. Отборное зерно отвозили на рынки Нижнего Новгорода. Герб напоминал, что ка-домская сторона славилась белым и зеленым медом. Существовали лесные угодья с деревьями, которые, кстати, охранялись законом, где устраивались ульи. Эти места называли «ухожаями», в них уходили для бортного промысла.

Коли разговор у нас сегодня о седой старине, добавлю, что при Иване Грозном Кадом стал местом ссылки опальных из Новгорода, Ярославля, Костромы. Много чего от них перешло к кадомчанам в обычай, укоренилось на нашей земле...

1[2]345
Оглавление