Желаем приятного прочтения.

Чудь

После славного Куликова Дмитрий Донской купил Мещеру, заключив с князем рязанским Олегом договор, по которому «князю великому Олегу не вступаться в тот раздел».

Мещерское княжество, как отмечают некоторые исследователи, в XIV веке сыграло роль буфера при нападении казанских и ногайских татар.

Новые времена приводили в Мещеру и новых людей. В летописи «Русский временщик» во второй части под годом 6096 (1486) читаем: «Тояже зимы, по приказу великаго Князя, привели из Новограда на Москву житейских людей болши семи тысяч». Великие собиратели земли русской Иван III и Иван Грозный, сломив Новгородскую вольницу, выселяли «непокорцев» целыми тысячами. Новгородцы попали и в Мещеру — в места, похожие на их родные. Возможно, поселились они на месте нынешней Тумы. Высокие, стройные, русые и красивые лицом, тумаки резко отличаются от остальных мещеряков. И говор их долго отзывался новгородским акцентом.

Вскоре в Мещере образуется татарское княжество с Касымом во главе. Верой и правдой служит оно Москве, по  первому зову  выставляя  необходимое  войско, разгадывая хорошо знакомые военные хитрости Орды. Дальновидные   князья  московские  решают  почти всю Мещеру отдать на откуп татарам, этим самым обеспечив себе надежные аванпосты. Иван Грозный в 1559 году писал ногайскому мурзе Асану:  «А вы ныне юртов   своих   отбыв  ходите без пристанища. И похотите себе нашего жалования, и -вы бы приехали к нам со всеми своими людьми, которые ныне с вами. А мы вам всем и вашим  людям  дадим место на украине Мещеры, где вам пригоже кочевати, и пожалуем вас великим своим жалованьем и устрой вам учиним, как вам моч-но быти бесскорбным».

Мещера приобрела со временем настолько татарский облик, что волжские воровские люди в случае плохой поживы на "Волге обыкновенно отправлялись добывать себе зипуны у темниковских и кадомских татар, считая их как бы  не принадлежавшими  к русскому царству.

Прочно, надолго рядом с русскими легли татарские села с непривычным для вчерашних степняков оседлым бытом, своим уставом и образом мыслей.

По мещерским окраинам мордва еще держалась, оттесненная к Цне и Мокше. Христианские миссионеры часто наведывались в эти глухие края, намереваясь обратить закоренелых язычников в православную веру. Особое усердие в этом проявил рязанский архиерей Мисаил. За три года он в Шацком и Тамбовском уездах окрестил 4200 человек и после этого попросил патриарха Никона благословить его на дальнейшие «подвиги» во славу церкви. Никон благословил и разрешил истреблять почитаемые мордвой за святые их заветные дубравы и кладбища. Мисаил с великим упорством крестил мордву, заставляя ее рубить священные рощи и сжигая срубы на кладбищах. Но, как пишет очевидец, на  страстной   неделе в 1655 году, уже возвращаясь в Рязань  к празднику пасхи, он остановился в деревне Ямбиревой (близ села Конобеева нынешнего Шацкого района) и, надев  архиерейскую  мантию,   начал склонять   местных   жителей   к принятию крещения. В это время огромная толпа окружила Мисаила, гоня его из деревни. Вооруженная луками мордва стала стрелять, и Мисаил упал, смертельно раненный, а через несколько дней   скончался.   Только   на этом беды мордвы не кончились — вслед   за   одним   миссионером приходил второй, третий, убеждая ее не столько смиренным словом, сколько огнем и мечом...

Но не только мордвина или татарина можно было встретить тогда на лесной мещерской тропинке. На берегах Пры держались за болота остатки литовцев, попавших сюда во времена давней войны Рязани и Литвы. Неспроста южные соседи называли мещеряков иногда литвой.

Неведомые ветры истории занесли в Мещеру даже итальянцев. В нескольких километрах от Спас-Клепиков есть деревня Фомино. Она была вотчиной Дмитрия Дмитриевича Засецкого. Древний дворянский род 8а-сецких происходил от итальянца, покинувшего родные места еще в 1389 году.

В Отечественную войну 1812 года в мещерских лесах долго плутал, а потом, говорят, так и остался в какой-то деревеньке небольшой французский отряд.

В лихие годы народных испытаний бежали в Мещеру преследуемые и притесняемые, разбойники и бунтари,   разуверившиеся  и сильные  духом,   скоморохи и раскольники. Зтот лесной край стал надежным приютом гонимых церковью староверов. Их древние кладбища вы найдете и сейчас. Однажды, промышляя грибы, я случайно натолкнулся на такое кладбище у небольшой деревни Селезнево. Оно было спрятано от посторонних глаз в глухом углу леса. Могилы не разделялись изгородями, а там, где наши предки по обычаю ставили кресты, лежали камни-валуны, невесть откуда здесь взявшиеся.

123[4]5
Оглавление