Дело в том, что по внешнему облику, обычаям, говору куршаки резко отличаются от всех остальных мещеряков, потому-то всегда жили замкнуто, обособленно, возбуждая интерес этнографов и неприязнь соседей.
В качестве погоста — небольшой деревни с церковью — Курша упоминается в 1620—1630 годах. Но люди здесь появились значительно раньше. Их приход в эти места связывают с войнами, которые вел великий князь рязанский Олег с литовцами. Не без основания полагают, что куршаки — остатки той летописной литвы, что брали в полон рязанцы и выселяли в глухие, отдаленные места.
Несколько веков вся Мещера называла куршаков «литвой», отделяя от себя, отмежевываясь от этого странного низкорослого народца, сохранившего чуть ли не до наших дней седую старину: на подклеты поставленные высокие избы, в которых куршаки сидели словно птицы в скворечниках, волоковые оконца, обычай не мыться в бане «от пасхи до пасхи», ярко-красные браные поневы. Их носили только замужние женщины, а девушки вместо сарафанов и платьев надевали две рубашки — нижнюю, длинную, которую подпоясывали, и верхнюю, короткую.
Мужчины-куршаки, как правило, весь год оставались дома. Редко кто из них занимался отхожим промыслом. Бывало, жгли уголь, гнали деготь, но больше кормились худой землей и лесом. При всей своей бытовой отсталости куршаки поражали даже своих недоброжелателей гибким умом, сметкой: вырвавшись из болот, попав в места цивилизованные, они сразу шли в гору. Многие куршаки стали известными людьми — генералами, учеными, учителями...
В начале нынешнего века в районе Тумы побывал писатель Куприн. Нелегкая работа землемера заставила его пройти не один десяток верст по мещерскому бездорожью, ночевать на кордонах и деревенских постоялых дворах. Был он и в Курше. Позже в одном из рассказов писатель так нарисовал картину здешних мест: «Вокруг нас столетний бор, где водятся медведи и откуда среди белого дня голодные волки забегают в окрестные села таскать зазевавшихся собачонок. Местное население говорит непонятным для нас певучим, цокающим и гокающим языком и смотрит на нас исподлобья, пристально, угрюмо и бесцеремонно». Отметил он и еще одну интересную для нас деталь: местный кулак скупал производимые в округе шкуры, холсты, зерно, кнуты, лукошки и веретена.
...Не заметили, как доехали до Курши. Станция представляла собой просторную избу с большим палисадом, заросшим бузиной и горохом, переметнувшимся сюда с ближнего огорода. Над вывеской «Ст. Курша» прилепились ласточкины гнезда. У входа на ржавом кронштейне висел чугунный колокол, затянутый паутиной. Рядом с домом в будке жил путейский пес Разбойник.
Метрах в пятидесяти от станции находилась лесопилка. Ее по макушку засыпали опилки и обрезки теса,' но она продолжала работать: где-то внутри звенела циркульная пила. На путях стояли готовые к отправке платформы с лесом. Именно лес был главным богатством Курши, не давая ей сойти на нет, поддерживая жизнь маленькой деревни.
Вместе с Полиной Ивановной дошли до ее дома, помогли донести купленный в Туме телевизор. Она рассказала, как вдвоем с мужем ведет свое хозяйство.
— Держим огород, корову, как без нее в наших местах, в магазине молока не купишь. Коровы у нас в Курше самостоятельные, ни один пастух не берется их пасти. Так сами в лес и уходят. Бывает, что и по неделе плутают, гибнут в осушительных каналах. В прошлом году у соседки Пани бык пропал. Отыскали его за Кирицами, а это от нас напрямую километров восемьдесят будет... Но корова коровой, а лес тоже нас кормит. Пойдешь на Жарское болото — там и клюква и брусника. Осенью грибы небывалые, хочешь соли, хочешь суши. С купанием у нас тут неважно, ни речки, ни озера, только пруд...
Вырыть для ребятишек пруд — это было инициативой Полины Ивановны, а сельсовет помог раздобыть бульдозер. Хороший получился пруд, но сейчас купаются в нем больше приезжие ребятишки. Уходит народ из Курши, предпочитая места не столь уединенные.
Вздыхая, поглядывают старики на то место, где стояла недавно Курша 2-я. Теперь это брошенная деревенька. За нее основательно взялся лес, и скоро, должно быть, зашумит там густой березняк.
Рядом с Куршей 2-й есть братская могила — свидетельство большого лесного пожара.
Это произошло 3 августа 1936 года. Лето было тогда на редкость знойное. Курша притихла и ждала пожара. День - выдался ветреный, и огонь пронесся по лесу со страшным ревом. Скорость его была такова, что уйти из лесу в тот день мало кому удалось. (Я знаю, что такое лесной пожар. В памятном всем семьдесят втором году пришлось побывать в самом пекле.